Технологии Полноэкранная запись 20.02.2018 155434

    Published on 19.02.2018 | by Екатерина Афанасьева

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    Дополненная реальность сегодня может практически любую печатную рекламу превратить в своеобразную «цифровую вывеску». Поэтому компании всё активнее используют этот канал для взаимодействия с клиентами.

    О том, как развивался украинский проект SIMO AR, что такое визуальный поиск и какие ещё направления дополненной реальности сегодня интересны потребителям, мы поговорили с Александром Величко, сооснователем SIMO AR.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    SIMO AR

    Расскажите о своём проекте, как вы начали работать с дополненной реальностью?

    Наша компания называется «Яскраво», ведь дополненная реальность — это яркая технология. Сам продукт — SIMO AR — от «see more»,  то есть «видеть больше». Ведь с помощью мобильного устройства вы можете увидеть больше, чем просто глазами.

    Впервые с дополненной реальность я столкнулся зимой 2015 года. Конечно, меня это задело, очень понравилось. И мы решили попробовать. Начали с видео, и в мае у нас уже было небольшое демо.

    Чем ваше мобильное приложение отличается от других подобных проектов?

    Многие игроки рынка работают только с видео, их прайсы несколько завышены. Другие конкуренты работают только с 3D или 360-панорамой и не воспроизводят видео. Мы же работаем с любым типом контента. Это может быть видео, 3D, html. Таких возможностей у подобных приложений от наших разработчиков на украинском рынке я ещё не встречал.

    Ещё мы побороли достаточно сложный барьер: 3D-контентом теперь можно управлять. Сейчас подобный контент довольно однотипный: его можно поставить на паузу, но он будет работать по определённому сценарию. Мы же можем динамически изменять сценарий, в зависимости от задач. Это достаточно сложно с технической точки зрения.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    Пример интерактивного 3D-контента (SIMO AR)

    Ещё один плюс — наше решение облачное. Некоторые другие приложения с дополненной реальностью занимают 500 мегабайт или ещё больше. Наше приложение столько места не занимает, потому что весь контент мы подтягиваем из облака. С одной стороны, есть сложность — мы зависим от хорошей связи. Без 3G или вменяемого wi-fi не получится нормально работать. Сейчас это ограничение, но мы понимаем, что рано или поздно будет 4G, появится связь в метро.

    Облачные технологии позволяют нам динамически изменять контент. Например, как в кейсе с афишами. Каждый день происходят обновления мероприятий. Ночью мы смотрим, что у них изменилось, и обновляем сразу же у нас. Изменения происходят автоматически, достаточно один раз настроить алгоритм.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    «Оживающие» афиши (SIMO AR)

    В локальном решении, чтобы изменить контент, нужно развернуть приложение, вставить туда обновление, свернуть, протестировать, а затем ещё заставить всех пользователей его обновить. В нашем случае этого делать не нужно. Всё сохраняется в облаке, и пользователь уже получает конечный результат.

    Какие есть интересные кейсы с внедрением вашей технологии?

    В 2015 году был первый квест, который мы делали по Киеву. К нам обратились организаторы фестиваля ко Дню молодёжи. Они придумали локации по историческим местам Киева и тематические вопросы. В 2015 году 3G только заходил, и мы положили сеть Life: 20 человек в одно и то же время зашли с картинки на очень большое видео. Сейчас наше решение построено на Microsoft Azure.

    Второй квест мы проводили в Боярке, «Iсторичними мiсцями мiста». Городу мы подарили этот квест. Нам было интересно отработать такой кейс, и мы сами помогали выбирать локации, придумывать вопросы, распечатывали, ламинировали и приклеивали листовки возле памятников архитектуры. Был даже урок, где учительница с детьми проходила этот квест.

    Мы понимаем, что сейчас дети зависимы от гаджетов. Но если правильно объединить гаджеты и обучение, это будет полезно. Даже если хотя бы один ребёнок запомнил, что в Боярке жил Шолом-Алейхем — это замечательно. Мы готовы инвестировать свои силы и средства в то, чтобы принести социальную пользу.

    В октябре 2017 года мы победили в телеком-акселераторе Radar Tech и проводили пилот с компанией Киевстар. В магазине Киевстар мы раздавали наши «интерактивные» листовки. Нам самим было интересно познакомиться с реакцией людей. Ведь это наш продукт, мы за него болеем, хотим поставить его на широкие рельсы, услышать фидбек. Здорово, когда руководители больших компаний дают возможность протестировать продукт.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    Проект для компании «Киевстар» (SIMO AR)

    Что мы видим, когда раздаются обычные листовки? Все ближайшие урны забиты тем, что берут. Максимум 1% доходит до конечного потребителя. И люди, которые запускают такие акции, понимают, что 99% того, что они напечатали, а сюда входит работа дизайнера, оплата печати флаеров, — это мусор.

    В нашем случае мы получили 43% уникальных пользователей — это те, кто увидел, как работает приложение, взял листовку, загрузил себе на девайс нашу программу, навёл и просмотрел. И ещё 32% повторных просмотров.

    Другой пример — проект для парка Киевская Русь. Мы до сих пор очень дружим с ребятами из Киевской Руси и поддерживаем связь.

    Как вы измеряете эффективность?

    Так как приложение облачное — мы постоянно находимся на связи и собираем огромное количество статистики. Полностью весь Google Analytics. Для маркетолога в любой компании важно знать своего клиента. И мы готовы предоставлять эту информацию в удобном для нашего клиента формате.

    Что нужно со стороны клиента, чтобы организовать рекламную кампанию с дополненной реальностью?

    Мы работаем в В2В-сегменте по SaaS-модели. То есть мы предоставляем сервис. У нас несколько моделей монетизации.

    Во-первых, мы предоставляем наше приложение для разовых пиар-акций. Например, недавно проходил квест пo HR для компании Nestle. По всем заводам работники компании загружали программу, наводили на картинки и отвечали на вопросы, связанные с ценностями компании. Внутрикорпоративный квест проходил по всей Украине в 5 локациях.

    Квест мы разработали на трёх языках. Для эйчаров это полезно тем, что с помощью игровой механики, стимулирования призами и подарками, можно оценить знания ценностей компании, куда компания идет и как хочет развиваться. Даже если человек не победил, он все равно прочитал информацию и запомнил ее.

    Квесты мы обычно прорабатываем вместе с заказчиками, продумываем, как всё будет выглядеть, потому что они больше знают о своей компании.  Чтобы разработать сценарий, есть специально обученные люди, которые за деньги с удовольствием это сделают. Но это будет стоить довольно дорого, поэтому мы готовы подсказать нашим клиентам, чтобы это было более оптимально по затратам. Дизайнеры у нас тоже есть свои.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    SIMO AR

    Во-вторых, мы можем разработать и брендировать приложение под клиентов. Код полностью наш, как и обслуживание, настройка серверов, лицензии. По сути мы изменяем верхний интерфейс, и всё происходит под нашим контролем, поэтому мы можем оперативно внести изменения и подстроиться под заказчика. Всё, что видят пользователи, это только вершина айсберга.

    В-третьих, наши ребята разработали собственный алгоритм распознавания на основе Microsoft Azure. С его помощью можно не вписывать буквами слова для поиска. Вместо этого можно использовать визуальный поиск по изображению.

    Изображения для визуального поиска обязательно должны быть плоскими или можно использовать снимки объёмных объектов?

    Создание объёмных картинок — это уже задача под нейросеть. Наши знакомые ребята создавали объёмное изображение театра. Они сняли на камеру здание, затем нейросеть несколько дней обучалась распознавать объект с разных сторон.

    Но это всё изрядно стоит. И пока в нашей стране нет возможности заказывать такие глобальные проекты. Хотя я могу и ошибаться, возможно, есть меценаты, которые с удовольствием этим займутся.

    Как вы планируете использовать технологию визуального поиска?

    Часто люди фотографируют афишу кино или концерта, которые хотят посетить, но потом забывают об этом. Визуальный поиск можно применить для покупки билетов прямо с афиши. В принципе, навести камеру можно на этикетку или на штрих-код любого товара. С одной стороны — это спонтанная покупка, а с другой стороны — возможность ускорить поиск.

    Эту же технологию можно использовать с картинами. Например, в 2016 году я предлагал киевским картинным галереям наше приложение, чтобы посетители смогли больше узнать о картинах, наведя на них камеру. Я пытался договориться с галереями, но достучаться так и не смог. И в марте 2017 года вижу статью: какие молодцы британцы, придумали вау-штуку — поиск по картинке. А я ещё год назад пытался продвинуть эту идею в Киеве.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    Визуальный поиск по картинам (SIMO AR)

    Проблема, на самом деле, стандартная для любой государственной организации. Когда ты приходишь к ним, то понимаешь, что только нагружаешь людей совершенно не нужной им работой. Почему они должны тратить свое время на какие-то инновации, когда и так всё как-то работает. Ведь удобно сидеть в тепле, пусть зарплата и маленькая, зато ничего не делая.

    На украинском рынке дополненная реальность периодически появляется в зарубежных проектах, но они надолго не задерживаются, как вы считаете, почему?

    Такие проекты, например, как Layar прежде всего рассчитаны на хорошую связь. Они не могут здесь нормально корректно работать. Ещё у нас есть ограничение качества наших мобильных устройств. Даже на моём мобильном телефоне, который, вроде как, стоит $300, гироскоп не очень хорошо работает. И рассчитывать на то, что у всех будет хороший гироскоп, мы, конечно, не можем. Большая компания на это не смотрит, они понимают, что это технический вопрос, который довольно легко решается на рынке штатов.

    В отличие от QR-кода, который уже встроен в камеру некоторых телефонов, ваше приложение нужно скачивать. Как вы продвигаете свой продукт?

    Мы разработали алгоритм распознавания, по сути, следующий этап QR-кода. На самом деле, спросите любого дизайнера, как он любит вставлять QR-код в свой шаблон, да и размеры не всегда позволяют распознать его с большого расстояния.

    А человек на самом деле очень ленив, и мы часто сталкиваемся с тем, что у некоторых уже установлены другие приложения. Но мероприятие с Киевстаром показало, что человек хоть и ленив, но любопытен. И вот когда любопытство эту лень преодолевает, люди скачивают приложение. Плюс, если мы даем какую-то небольшую плюшку, это ещё больше привлекает внимание.

    И компании готовы предоставить клиентам такие плюшки в обмен на характеристики и анализ поведения. Так собирается big data. То есть, по сути, продвижением больше занимается клиент. Мы налаживаем работу на старте и оказываем техническую поддержку, стараемся подсказать и максимально болеем за каждый наш продукт и проект.

    Планируете интегрировать свою технологию в Digital Signage?

    Мы знаем многих ребят, которые занимаются дополненной реальностью. Помним и тех, кто оформлял видеостену в киевском ТРЦ Art Mall.

    На самом деле здесь нет ничего сверхъестественного. Наше приложение сейчас разработано под Android и iOS. Можно ещё допилить под Windows и Linux. Тогда можно будет интегрировать дополненную реальность в цифровые экраны. Если будет конкретный большой заказ, тогда мы сможем над этим подумать.

    Так как мы вращаемся в этом кругу, я могу довольно быстро собрать команду для такого проекта. На нашем рынке пока все коллеги, даже не конкуренты. Каждый занимается своей нишей. Обычно проекты создаются месяца за 2-3, некоторые за полгода.

    Все, кто занимается дополненной реальностью, знают, насколько это сложно. Я очень уважаю их. У нас в команде работают ребята, которые уже по 20 лет в ІТ, имеют научные степени. Сейчас появляются новые команды, но они часто сходят с дистанции, потому что это действительно сложно.

    Угаснет ли волна популярности дополненной реальности?

    Есть интересные факты от американских компаний. Они говорят, что рынок дополненной реальности будет расти, и в ближайшее время составит около $600 млрд. А к 2019 году половина населения Земли будет активно использовать AR. И это только начало.

    Первую дополненную реальность в Украине я отношу к попытке компании Фокстрот, которая в 2008 году запустила свое приложение. Но в то время только у единиц были телефоны с возможностью просмотра AR. Ребята опередили своё время.

    Сегодня можно за $100 купить китайский телефон, и он уже будет воспроизводить дополненную реальность. То есть только сейчас мы технологически пришли к тому, что можем запускать эту технологию в массы.

    Дополненная реальность, квесты и визуальный поиск в Украине

    Панорама-360 с дополненной реальностью (SIMO AR)

    Когда мы начинали заниматься дополненной реальностью, мы брали разгон на три года, понимая, что только через три года мы начнём зарабатывать, будем расширяться. Сегодня мы уже работаем с партнерами не только в Европе, но и в США. То есть интерес растет, и мы потихоньку это развиваем.

    В результате технология перейдет в mix reality. Сейчас большие корпорации, мировые лидеры, занимаются разработкой очков, которые заменят нам телефон. Hololens — первая итерация. Сейчас это ещё не очки, а скорее тяжёлый шлем, который ещё и греется. Но когда-нибудь они будут изящны, как солнцезащитные, и станут доступны для всех. И тогда каждый сможет взаимодействовать с объектами виртуального мира. Эта технология имеет большие перспективы. И мы стараемся идти в ногу с технологиями.

    Якщо ви помітили помилку, будь даска, повідомте нас, натиснувши Ctrl+Enter.

    Метки: , ,


    About the Author

    Главный редактор Digital Signage UA Review - единственного в Украине медиа о цифровых вывесках, интерактивных технологиях и маркетинговых коммуникациях.



    Back to Top ↑

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: